MasterDraw

Детали в тенях

Фотографы не любят, когда светлые участки пересвечены. «Пересвет» — это брак, там нет информации и проявить детали не получится. Напротив, в тенях можно игнорировать подробности. Это не всегда уместно, например, для фото на документы (отсутствие деталей в тенях называются «дырой»), но для художественного фото вполне работает.

В рисунке можно опускать детали в глубоких тенях просто не изображая их. Тени, какими бы глубокими они не были, должны подчеркивать детали на свету, но не спорить с ними. Именно таким методом можно добиться цельности рисунка, исключая монотонного перечисления деталей по всему рисунку.

Острые перцы

В субботу вечером мы писали красных чилийских перцов. Задачей было передать глубину и остроту в технике быстрой живописи с использованием широких кистей, мастихинов и формеров. Я использовал тянущий грунт на картоне. Так удобней писать полусухой кистью. Не смотря на то, что краски немного жухнут, масло сохнет быстрее и можно писать аляповато и никаких паразитных замесов. А «пожухлости» уйдут под лаком.

Зачем нужен конструктив?

В рисунке, мы используем натуру или референсы только для ознакомления с объектом. Полученную информацию мы анализируем и воспроизводим на бумаге используя законы перспективы, композиции и формообразования. Т.е. мы не «срисовываем» с натуры, а конструируем самостоятельно. Другими словами, нарисовать можно и по словесному описанию, не глядя на натуру, выбирая любой удобный для себя ракурс. Именно поэтому, рисунок принято называть аналитическим, а конструктив — это просто неотъемлемая часть построения абсолютно любого объекта, любой сложности.

Работая в рекламе, я имею дело с визуализацией совершенно разных объектов. От бытовых предметов до человеческих фигур. И, без исключения, всегда сталкиваюсь с конструктивом — без него никак. Увидимся на академ рисунке и обсудим конструктив более подробно.

«По-черному»

Выбор техники подсказывает сюжет будущего полотна. Обычно, цвет холста белый. Чистый белый грунт позволяет писать как пастозно, так и прозрачно, лессировками, когда белый цвет грунта просвечивается под тонким слоем краски. Можно писать по слоям — когда определенные участки сначала покрываются глухими тонами, чтобы сверху работать яркими и светлыми красками. Для этого, на традиционно белый холст наносят подмалевок.

Но иногда холст покрывается цветным грунтом либо вовсе черным. Портрет спаниеля Блэкки я написал именно по-черному.

Да на ней же лица нет!

Концептуальный художник самоучка из Лос Анджелеса Джозеф Ли, решил писать портреты без лиц. Неожиданно и как-то необычно, но зато притягивает внимание и создает повод для обсуждения. Концепция в том, что для передачи характера персонажей вообще не нужны какие-либо детали. Только разноцветные мазки, ну разве что объемные. И это очень круто! А вот повторять уже не имеет смысла — кто первый встал, того и тапки))

Пастозно

Кому краски не жалко, тот накладывает густо и ждет, пока все это высохнет. Это если вкратце о пастозной живописи). Благодаря такой технике, полотно будет выглядеть выразительнее и сможет выделиться среди других «плоских» картин. Но есть нюансы. На первых двух работах ощущение живописной свободы и фактурности достигается шириной мазков и их расположением относительно друг друга, т.е. дело не в количестве наносимой краски. Получается, впечатления «пастозности» можно добиться не обязательно расходуя килограммы красок.

Как делаю я? Если требуется написать что-то масштабное и при этом нужно выявить рельеф мазков — использую фактурную пасту, которой вылепливаю объемные мазки и наплывы краски. Как, например, на декоративном цветке, который имеет размер более метра и такие наплывы краски просто потрескались бы и рассыпались.

И еще, для пастозной живописи лучше выбирать формат помельче. Как и поступает Ангела со своими легендарными пастозными птичками.

Берегите себя, т.е. берегите краску!))

Детали

Широкая кисть, формер и мастихин позваляют передавать характер ни чуть не хуже тонких колонков в гиперреализме. Чтобы передать эмоцию важно не заморачиваться на проработке мелких и незначительных деталей. Но тут возникает вопрос, какие детали считать «незначительными», как прописать, например, глаза?

Все очень просто. Не имеет смысла вырисовывать реснички, радужки и старательно подводить стрелки. Это долго, утомительно и скучно. Техника быстрой живописи построена на условностях и позволяет двумя мазками обозначить взгляд, настроение и еще привнести некую интригу.

Кроме того, краску можно наносить вообще без помощи кистей и каких-либо инструментов)). На тренингах основы живописи маслом мы разбираем как пользоваться этой техникой и получать удовольствие от процесса.

Свет

Правильно выставленный свет помогает не только передать форму, но и создать определенное настроение. А иногда, свет становится главным героем сюжета. Mike Malm, американский живописец, работающий как с пейзажами, так и с портретами, активно использует свет в своих работах, драматизируя образы ярко выраженным контровым освещением.

Одна из классических настроек света — прямой мягкий свет в сочетании с резким контровым (контражур). Вся хитрость заключается в «литературе» сюжета. Если человек сидит у камина, то прямое освещение будет теплым, а контровой свет можно сделать холодным, словно отсвет от зимнего окна. И наоборот, прямой, заполняющий свет на берегу вечернего океана будет иметь заполняющий холодный оттенок, тогда как контровой, от заката — теплый.

Вот почему фотку-сэлфи сделанную от встроенной вспышки, где нет никакой подсветки сзади, брать за референс для будущего портрета не самая лучшая идея, хотя...

Рисунок по «чек-листу»

Прежде чем окунуться в суету понедельника нужно помнить, что какая бы ни была сложной задача, действовать нужно поступательно, разруливая сначала важные вопросы, а только потом переходить к «мелочовке».

В рисунке точно также — нужно двигаться от общего к частному. В учебных работах китайских рисовальщиков видно, что благодаря такому подходу мастерски изображаются самые сложные и замороченные композиции.

На занятиях по академ рисунку мы доводим процесс построения конструктива и свето-тоновой проработки до автоматизма, соблюдая алгоритм и правильную последовательность действий. Мы используем специальные чек-листы, словно пилоты воздушного судна при взлете и посадке. И только тогда все не так сложно, как кажется!

Акрил в портрете

Однажды, мне довелось написать портрет девчули с неприлично открытым ртом для одного молодежного арт аукциона. Было решено писать акрилом, который дает попсовую яркость, неоновую кислотность и к тому же быстро сохнет. Но проблема в том, что акрил, в отличии от масла, сильно меняет цвет и темнеет в процессе работы. На уровне оттенков работать акрилом очень некомфортно, практически в слепую.

Если кому-то вдруг доведется писать портрет акрилом — смотрите как можно работать с оттенками — просто не смешивайте их! Пусть каждый оттенок будет ярким и самодостаточным и контрастирует с соседними. Смешение произойдет у зрителя в мозгах. Но это не мой метод, я лучше поиграюсь смешением оттенков в масле.